Контактные телефоны школы:E-mail: mousosch1@mail.ru

 

Директор школы: Черепанова Наталья Николаевна - (881367) 51- 085Зам. директора по УВР: Коробчук Ольга Васильевна - (881367) 52-741 Пименова Ольга Владимировна- (881367) 53-268 Шкарова Александра Сергеевна - (881367) 53-164 Зам. директора по АХЧ: Ильина Наталья Анатольевна - (881367) 53-164    Бухгалтерия: Ионина Светлана Львовна - (881367) 53-268  Вахта: начальная школа - (881367) 51-677 старшая школа - (881367) 53-164

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Героя Советского Союза им. Н.П. Фёдорова»  основана в ноябре 1875 года и является уникальным образовательным учреждением Ленинградской области. Старинное здание школы гармонически вписывается в культурно-историческое пространство города. Оно расположено в центре историко-краеведческого и архитектурно-мемориального комплекса Тихвина, вблизи возрождающегося центра духовности Северо-Западного региона – Успенского монастыря, неподалеку от родного дома великого русского композитора Н.А.Римского-Корсакова.

 За долгие годы деятельности школы неоднократно менялись названия. До 1917 года – это женская гимназия, после революции – Единая трудовая школа, Образцовая семилетняя школа, Фабрично-заводская семилетка, средняя школа №1, муниципальная общеобразовательная школа №1. В 1941-1944 гг – в здании школы размещался военный госпиталь.

В нашей школе учились Герой Советского Союза Николай Петрович Фёдоров, кавалер ордена Красной звезды Константин Петрович Нюрговский.

 

ПО СТРАНИЦАМ ШКОЛЬНОЙ ЛЕТОПИСИ

НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ ФЁДОРОВ

Страницы из биографии героя.

            Николай Петрович Федоров родился 15.06.1915г. в деревне Кайвакса тихвинского района Ленинградской области в семье крестьянина. Окончил 7 классов. Член КПСС с 1938 года. В Советской армии с 1933г. В 1936г. окончил Ленинградскую артиллерийскую школу. Учился в военной академии им. М.В. Фрунзе.

            На фронтах в Великой Отечественной войне с 1941 г. Участвовал в обороне Москвы. С 1943г. майор - зам. командира разведывательного диверсионного отряда «Дима», действовавшего в Минской области. Активно участвовал в подготовительной операции  по уничтожению палача белорусского народа генерального комиссара Белоруссии В. Кубе С января 1944г. командир партизанского отряда, действовавшего в районе городов Ковель, Владимир – Волынский, Хельм (Польша).

            17.04.1944г. погиб в бою в районе хутора Войсковица близ города Хельм (Польская республика) там и похоронен. Звание Героя Советского Союза присвоено 21.11.44г. лично по указанию И.В. Сталина – посмертно.

            Польская республика наградила Н.П. Федорова высшим орденом республики «Золотой Крест Ордена Виртути Милитари».

            Решением Тихвинского Совета депутатов от 27 ноября 2002 г. № 406 МОУ "Средняя общеобразовательная школа №1"  г. Тихвина присвоено имя Героя Советского Союза Федорова Николая Петровича.

Малоизвестные страницы войны.

«Колокол» принимает бой.

САМОЛЕТ   стремительно взмыл в небо с глубин­но партизанского аэродрома, он направлялся в Москву. Но прошел день, второй, третий, а самолет все еще не прилетал. В Центре беспокои­ть: куда он мог деваться? Никаких известий, никаких следов. На борту пропавшей машины находились: командир разведывательного отряда титан Давид Ильич Кеймах (Дима*), командиры партизанских бригад из Белоруссии Василий Трофимович Вороянский, Алексеи Михайлович Захаров. И еще несколько человек.

Вскоре стало известно: самолет, сбитый   фашистами, взорвался где-то между Витебском и Полоцком. Федоров видел, как плакали партизаны, узнав о гибели боевых товарищей. Федоров плакал сам. Кеймах ему тоже полюбился, хотя повоевать вместе довелось немного.

Улетая, Кеймах, по согласованию с Центром, оставил: за себя Н. П. Федорова. Немного  погодя Центр получил из-под Минска радиограмму: «Принимаю командование отрядом па себя. «Колокол».

Для руководителей военной разведки «Колокол» и Николай Петрович Федоров были одним и тем же лицом. Чуть больше месяца назад он вылетел на партизанскую базу «Димы». Вместе с ним благополучно приземлились помощник Федорова Сергей Хренов, переводник  Тимофей Зверьков и радистка Надежда Носкова.

«Лучшей кандидатуры на ту должность, пожалуй, не найти», — написал на радиограмме начальник отдела, руководивший разведкой в Белоруссии. Он хорошо знал Николая Петровича Фёдорова — кадрового  командира Красной Армии, питомца Военной академии имени М. В. Фрунзе, закаленного коммуниста. Его приметили еще в боях под Москвой —горячего и осторожного одновременно, дерзкого и хитрого. За одну из первых разведопераций в тылу врага Федоров удостоился ордена Красной Звезды.

А сейчас на исходе июль 1943 года …

Федоров, как командир, радовался: отряд сколочен подобно  регулярной армейской части. И вообще  партизаны показали себя героями! Он сидел у костра, перелистывая бумаги,  доставленные подпольщиками Минска, — отряд «Димы» поддерживал с ними активные связи. Среди захваченных документов находи­лись такие, что Николай Петрович подзывал кого-нибудь из своих помощников,  читал вслух. Вот, скажем, письмо гитлеровского офицер Фридриха Бушеле. убитого неподалеку отсюда: «В мрачную пустыню вступили мы на танках. Кругом ни одного человека, но всюду  везде, в лесах и болотах носятся тени мстите­лей. Это — партизаны. Нео­жиданно, будто вырастая из-под земли, они нападают на пас, рубят, режут и исчезают как дьяволы, прокаливаясь в преисподнюю. Мстители преследуют нас на каждом шагу, и нет от них спасения.

Проклятие! Никогда и нигде на войне мне не приходилось переживать ничего подобного. С призраками лесов я не могу воевать. Сейчас я пишу письмо и с тревогой смотрю на заходящее солнце. Лучше не думать. Наступает ночь, и я чувствую, как из темноты неслышно  ползут, подкрадываются тени, и меня охватывает леденящий ужас».

-  Булем, товарищи, нара­щивать удары, — говорил ко­мандир окружившим его бой­цам. — Пусть леденящий ужас не отпускает их не толь­ко ночью, но и днем!

Втайне «Колокол» уже об­думывал боевую вылазку, что­бы партизаны увидели его в настоящем деле. Это, по своему прежнему опыту, счи­тал он необходимейшим условием утверждения командирского авторитета.

Буквально через лень в одной из хат деревни Янушковичи, входившей в ос­вобожденную   партизанскую зону, состоялось совещание командиров бригад и отря­дов. На нем возник разговор о гитлеровском  гарнизоне, разместившемся в совхозном поселке Лагаза. Фашисты соз­дали здесь большой перевалочный  пункт для сбора и хранения продовольствия. Гарнизон был хорошо укреп­лен. Центральная усадьба, на высоте обнесена несколькими рядами колючей проволоки, по углам четыре дзота, соединенных ходами сообщения, отрытыми в полный рост. Ка­зарма по окнам  прикрыта бревнами и мешками с пес­ком, чтобы безопаснее отстре­ливаться в случае нападения  партизан.

Разведчики отряда успели уже выяснить: гарнизон составляют подразделения гит­леровцев и специально обу­ченные команды полицейских. Дежурство на боевых позициях    круглосуточное. Партизаны несколько раз пы­тались захватить Лагазу, кли­ном входившую в партизанскую зону, но безуспешно: только несли потери. Вот по­чему на совещании в Янушковичах спор вокруг Лагазы обострился. Сошлись во мне­нии, что без артиллерии к по­селку не подступиться. Но Федоров думал иначе …

 

 

 

 

 

 

КОНСТАНТИН ПЕТРОВИЧ НЮРГОВСКИЙ

Нюрговский Константин Петрович, кавалер ордена Красной Звезды

Костя Нюрговский родился в 1924 году в городе Тихвине.

В 1941 году Нюрговский окончил 9 классов Тихвинской средней школы № 1. Началась война. Она круто перевернула всю жизнь, перепутала мальчишеские мечты и дороги. Вместе со своими одноклассниками Костя мечтал быстрее попасть на фронт, с оружием в руках громить фашистов. К. Нюрговский был подготовлен к за­щите Родины. Его грудь украшали оборонные значки многих наименований. Он знал оружие. Умел отлично ходить на лыжах.

По решению Военного Совета фронта был сформирован 31 батальон Гренадеров. Он объединил партизанские отряды. Командование батальоном возглавил И.С.Щуров, бывший зав. Военным отделом Райкома партии. Секретарем стал коммунист А.В.Кретов, бывший работник райкома комсомола, коммисаром был назначен директор Бокситогорского торфзавода Н.А.Воронин.

Когда начался штурм Тихвина, Костя и его школьные друзья были зачислены в гренадерский батальон. Слово гренадер — это символ русской славы и доблести. Называли так в начале войны отдельные ударные части. Потом им присваивали наименования гвардейских.

Кретов А. вспоминает: «Хорошо помню я Нюрговского под Астрачей в холодные декабрьские дни. Идет комсомольское собрание. Костя сидит на снегу, внимательно слушает комиссара батальона Н. А. Воронина. Комиссар говорит о том, как важно быстрее освободить от врага Тихвин, открыть путь к осажденному Ленинграду, зажатому в блокадные тиски. Лицо юноши суровеет, руки крепче сжимают карабин. На этом собрании комсомольцы поклялись умереть, но не отступить.

Во время тяжелых боев за Тихвин, когда под ураганным огнем противника батальон вгрызался в его оборону, Костя был связным. Он всегда быстро доставлял приказы командования в батальоны и подразделения. А когда гренадеры бросались в атаку, Нюрговский находился вместе со всеми.

Батальон наступал на Липную Горку, Нюрговский двигался впереди цепи. Вдруг его увидели бегущим навстречу наступающим бойцам.

— Двигаться нельзя. Будет взрыв! — кричал связной.

Батальон остановился. Юный патриот бросился вперед. Ползая по глубокому снегу, он рвал провода, которые тянулись к фашистским складам с боеприпасами. Раздался страшной силы взрыв. Стоявших вблизи гренадеров отбросило взрывной волной. К. Нюрговский погиб. Ценой своей жизни он спас батальон от гибели. Фаши­сты хотели взорвать склады в тот момент, когда гренадеры будут совсем близко».

За этот подвиг Константин Петрович Нюрговский посмертно награжден орденом Красной Звезды.

Наверх